Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© С.А. Константинова


С.А. Константинов
ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИЙ.


Будем достаточно широко понимать категорию "профессия" и оттолкнемся от этимологии понятия, которое означает "объявить своим делом". Это верно хотя бы потому, что современный человек способен, в принципе, свободно выбрать себе профессиональное занятие. Профессия - это обязательный, один из основных атрибутов любого взрослого человека как личности, и такой - по отношению к которому любой индивид обязательно должен определиться. Профессии - это и некие социальные структуры и/или социальные роли и/или социальные институты и/или социальные функции, а также и культивирование и слежение и творение за изменениями в этой сфере; и призвание, и презентация и представление, которые существуют и культивируются в обществе. Любая профессиональная деятельность предполагает длительное включение и изучение какой-то сферы жизни. Вход в профессию определяется успешностью выполнения поставленных профессиональных задач в начальном периоде обращения индивида к профессии. При этом наставники, родители, то есть референты, развивают этот успех и повышают самооценку обратившихся к профессии людей.

Обратимся к словарным определениям понятия "профессия". В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона слово "Профессия" латинского происхождения, обозначает род занятий, специальное занятие, дающее средства к жизни. На интернетовском сайте Глоссарий.ру "Профессия - род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ". В Большой советской энциклопедии дано определение рассматриваемой категории: "Профессия (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы" . Как видно из словарных статей понятие профессии определяется через два других - через понятие дела и через понятие занятия. Будем отталкиваться в исследовании профессий от понятия "дело", предполагая, что это принесет научные дивиденты в исследовании профессий.

Охарактеризуем понятие "дело". Начнем анализ с обращения к словарям, где даны различные смыслы словоупотребления понятия дела. В Толковом словаре живого великорусского языка Даля , что корень слова дело входит в прилагательные деловой, дельный, а также в глагол делать. Все знают классическое выражение: "Надо господа дело делать!" А.И.Герцен еще в середине 19 века затрагивает проблематику, выражающуюся в слове дело: ": да и что такое дело? Дело, business: Чиновники знают только гражданские и уголовные дела, купец считает делом одну только торговлю, военные называют делом шагать по-журавлиному и вооружаться с ног до головы в мирное время. По-моему, служить связью, центром целого круга людей - огромное дело, особенно в обществе разобщенном и скованном" .

Наше время, 1990-2000-е годы, это время с повышенной свободой, частной инициативой в объявленных делах многих людей, и особенно предпринимателей и политиков! "Объявление своим делом" - наиболее свободное, неотчужденное занятие, оно часто становится творчеством, и часто особой деятельностью - профессией, и особым жизненным стилем. Существуют обыденные употребления людьми словосочетаний, включающих слово дело, такие как "мое дело", "не ваше дело", "не твое дело", "у меня сегодня много дел". "Отдать жизнь за дело, которое делаешь", - это высказывание контрабасиста из джазового квартета О. Коулмена. Изучение проблемы "своего дела" предусматривает изучение, почти по Н. Чернышевскому, проблемы, что люди делали, что делают, и что будут делать! Можно "объявить своим делом" де-юре и де-факто. Как разделить свободное и вынужденное объявление своим делом? Это трудно понять. Интересна ситуация, в том числе и из-за фактора безработицы, когда человека вынуждают обстоятельства объявить своими какие-то дела. Например, потеря работы вынуждает человека искать работу. Жизненные семейные проблемы - искать заработок, достижение мечты - получать образование. Катастрофа - делать что-то для выживания. Интересно рассмотреть "халтуры", то есть дела которые делаются людьми исключительно ради заработка. В. Найшуль обоснованно считает, что сейчас "закончился период первичной ломки. Главное социальное достижение ельцинского времени - 150 млн. чел. выброшено на рынок... народ прошел его... В последние три года произошло одомашнивание рыночного поведения... Это то, чем занимается сосед, - торгует, ремонтирует, нянчит, дает уроки английского языка. Но испытание новым государственным устройством прошел только народ, не элиты. Людей с положением ситуация пока не ставит под удар" . В эпоху недостатка финансирования, кризиса многих социальных систем встает задача "пробивания" своего дела, делание актуальным для общественности и людей, принимающих решения дела, занятие, которым занимаешься! В наше время "свое дело" часто обозначает свой бизнес, частника, предпринимателя.

Соприкасаются с категорией дела антиномия "любители и профессионалы". Первые "любят" деятельность, они могут заниматься ей или в досуговой или профессиональной форме. Причем они часто вкладывают свои средства для ее практики. А профессионалы получают прибыль с ее помощью. Иногда происходит их превращение друг в друга. Оба этих типа деятелей знают ремесло в своем деле, и ее историю. Современность актуализирует первый способ исповедования профессии. При чем профессионалы из одних профессий приходят работать в другие. Это характеризует процесс интеграции на рынке труда. Профессор медицины А.П.Зильберт интересовался вопросами: "Зачем людям нужно заниматься не своим делом!" . Автор рассмотрел такие производственные сферы, как медицина, педагогика, юриспруденция. В каждой из них были профессионалы, которые занимались не своим делом. Люди, занимающиеся не своим делом называются дилетантами, трондами. Слово дилетант происходит от латинского "я люблю", "мне нравится". Об этом в частности указано в работе А.И. Герцена "Дилетантизм в науке". Понятие "тронд", происходит от английского "отлынивающий от своего дела", "прогульщик". Его ввел лорд Бёркли Мойниган. Упомянутое выше понятие "хобби" происходит от английского "конек", "его игрушка". Известно, что хобби занимаются конечно же по любви.

Исходя из нашей концепции "о делах людей", можно сказать, что: 1) параллельно, одновременно у людей существуют множество дел. Однако, только некоторые из них могут быть профессиями. Среди них можно искать и выстроить иерархию! 2) В течение жизни у людей, в каждом возрасте присутствуют те или иные дела, которые являются самыми важными в этот период их жизни. В каждом возрасте у людей есть приемлемые профессии, занятия. Так для молодежи нормально начинать трудовую жизнь с наиболее низших должностей. Многие начинают секретарями, помощниками, референтами. В более зрелом возрасте перечисленные занятия уже являются неприемлемыми и невозможными. оставаясь на этих должностях люди даже "неосознанно объявляют" о своем жизненном фиаско, или о том, что у них есть другие, более важные дела. 3) Российская революция начала 1990-х годов и последующая за этим смена российской государственности показывает, что россияне вслед за другими восточными европейцами решили резко изменить свои повседневные дела, как в переходный период, так и в последующий период. Российский человек перестал фактически быть оригинальным, иметь свое дело, как сверх-идею, он решил быть таким, как все, заботиться, прежде всего, о самом себе. На повседневном уровне этот поворот также имел множество последствий. 4) У человечества со временем возникают все новые и новые дела. Связанные, например, с тем, что в орбиту человеческих дел входят экологические проблемы, то есть поддержание в нормальном состоянии окружающей природной среды. Ранее эта проблема была полностью не под силу людям. И они только адаптировались, что включало в себя многие традиционные дела. 5) Обратим внимание на такие широко распространенные дела, как путешествие, паломничество, туризм, поход в гости, поход в ресторан, дарение. 6) У Л.Ионина описаны новые дела в России - казачество, политическая деятельность. 7) Практика любых человеческих дел напоминает процесс математической индукции (когда следующий шаг связан с предыдущим в некую логическую цепь) и итерационный процесс (когда делание дел в настоящий момент обращается к прошлому и образует систему с обратными связями). 8) В обществе существует разделение труда и социальное расслоение, из-за чего возникают совсем разные дела у людей из разных социальных структур. Например, конюх и его господин. Первый ухаживает за лошадьми хозяина, а второй - господин - занимается своими делами: ездит в клуб, следит за своим хозяйством, погружен в заботы своей семьи. Но иногда бывают события, которые касаются всех и вынуждают заниматься ими сообща (хотя, конечно, и с разделением дел согласно статусности). 9) Замечено, что важно создать себе дело. Многие люди делают для того, чтобы быть занятым хоть чем-то (для своего физического и духовного состояния). 10) Актер Е. Миронов в интервью сказал: "Люблю начинать заново! Чтобы все, что было осталось за начатым делом!". 11) Можно выделить и такие дела, как любовь, которые сосуществуют и соперничают с профессиями.

Существуют три рядоположенных категории - труд, дело, занятость. Они все входят в родовую категорию "деятельность". Последняя связана с "активностью" людей. Можно было бы за основу выделить любую из трех категорий. Мы взяли за основу древнелатинское "профессио", которое означает "объявить своим делом, занятием". И это будет нашей системой координат (говоря физическим языком). Это дает, на наш взгляд, исследовательские преимущества для изучения современных социально-экономических проблем в нашем транзитивном обществе (и на его рынке труда). Сейчас "практики" людей интенсивно меняются в силу внешних и внутренних причин. Рассмотрим категорию "деятельность". Обычно понятие деятельности определяют через понятие активности. По М.В. Демину "общая структура человеческой деятельности представляет собой в одном срезе взаимосвязь предметной деятельности и общения, в другом - игры и труда. Каждый из указанных видов деятельности, выступающих в качестве элементов ее частных структур - общения и предметной деятельности, труда и игры - обладает своим внутренним строением, которое является взимоотношением /взаимосвязью/ интеллектуальной, оценочно-эмоциональной и практической деятельности".


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.

Hosted by uCoz