Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© С. Й. Стояновой


С. Й. Стоянова
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В СОЦИОГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ.


О личности ученого во всех сферах можно предположить, что высоко ценит образованность, знание и общественное признание, что характеризируется высокой потребностью достижений, а специально ученый в общественногуманитарной сфере должен был бы иметь хотя бы среднюю потребность общения, сильно развитую эмпатию, среднюю потребность в одобрении.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОТРЕБНОСТЬЮ В ДОСТИЖЕНИИ, В ОДОБРЕНИИ, В ОБЩЕНИИ И ЕМПАТИИ

Общение представляет обмен информации, чья цель - регулирование взаимодействия в контексте сложившихся отношений. Общение имеет перцептивный аспект - взаимное возприятие и понимание общающихся, комуникативный аспект - обмен информации, и интерактивый аспект - обмен воздействия [3, стр. 10-11].

Эмпатия характеризирует способность человека к сопереживанию и сочувствию [8, стр. 300]. Эмпатия означает сопереживание со стороны одного человека чувствам, возприятиям и мыслям другого. Эмпатия упрощает эффективность комуникации. Человеку с развитой эмпатией может больше нравитсья другой человек. Он больше склонен помогать и принимать другого человека [5, стр. 290].

Потребность в достижении относится к вторичным потребностям, детерминированным социализацией и общением с другими людьми. Это общая стратегия поведения, которая выражается в стремление к высоким стандартам, последовательность в действии, сравнении с чужими и с предидущими своими достижениями, ориентации к задаче и к дальним целям. Ориентированный к достижениям индивид имеет сильное стремление к занятию более высокого статуса в своей профессиональной области, ищет признание достижениям лучшего выполнения работы, желает, чтобы каждое дело или задача делались самым лучшим образом, сильно увлекается работой [9, стр. 31-35].

Марлоу и Краун определяют готовность выполнять социальные ожидания как потребность в одобрении и протекающея от неe готовность индивида вести себя социально адекватным, приемливым образом. Лица с высокой потребностью одобрения особенно чувствительны к оценке со стороны других людей и стремятся получать положительные оценки [10, стр. 6-7]. Каждый человек имеет потребность в положительном отношении со стороны других, хочет получить ихнее одобрение. Чем выше его мотив в одобрении других, тем более вероятно, что человек не реализирует то, что действительно желает, а только то, что другие одобрят. Лица с сильно развитым мотивом в одобрении более конформны, менее враждебны и в больщей степени контролируют своe поведение, чтобы оно было социально приемливым [12, стр. 358-360]. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и наоборот [12, стр. 358-360].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Использована методика М. Рокича для исследования ценностей ориентации личности. Автор делит эти ценности на терминальные, или ценности-цели, и инструментальные, или ценности-средтва. Терминальные ценности - убеждения, что некоторые крайние цели индивидуального бытия столько приемливы с личной и общетвенной точки зрения, что заслуживают усилий для их постижения. Инструментальные ценности - убеждения в том, что данный способ поведения с личной и социальной точки зрения более приемлив от другого во всех возможных житейских ситуациях [7, стр. 60]. Каждое изследованное лицо ранжирует отдельно ценности в двух списках от 1 до 18 по ихней значимости для него [6, стр. 389-390; 14, стр. 57-62]. Первые шесть ценностей - самые важные для личности, действительно регулируют еe поведение. Последние шесть ценностей - самые маловажныe для личности, а вторая третья ценностей - самые динамичные, могут занимать место какую-нибудь ведущую ценность или упасть на дно ценностной иерархии вследствии какого-ниудь значительного события [13, стр. 77-78].

Использована школа мотивации одобрения, разработанная Д. П. Крауном и Д. А. Марлоу [6, стр. 366-367]. Другие использованные методики - потребность в общении [6, стр. 365-366] и потребность в достижении, разработанные Ю. М. Орловым [6, стр. 414-415], опросник для диагностики эмпатии предложен А. Меграбяном и Н. Эпштейном [8, стр. 299-302]. Высокая потребность в общении не означает непременно, что лицо очень общительно, а может означать, что не имеет много контактов и испытывает нужду увеличить их число.

ИССЛЕДОВАННЫЕ ЛИЦА

Исследованные - 94, из них 32 мужчины (34 %) и 62 женщины (66 %); 50 студентов специальности "психология" 3-курс в ЮЗУ "Неофит Рилский", Благоевград (53,2 %) и 44 студентов специальности "социальная деятельность" 3-курс в ЮЗУ "Неофит Рилский", Благоевград (46,8 %). Исследованые лица - от 20 до 27 лет, средний возраст 23 года.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ведущие в ценностной йерархии - инструментальные ценности ответственность (ранг 1, N=60; 63,8 %), образованность (ранг 2; N=50; 53,2 %), честность (ранг 3; N=38; 40,4 %), воспитанность ( ранг 4; N=16; 27,7 %), высокие запросы (ранг 5; N=40; 42,6 %) и самоконтроль ( ранг 6; N=42; 44,7 %). Исследование ценностей студентов, проведeнное в 1995 г. в Софии, разкрывает, что у них первостепенные по занчению - инструментальные ценности рационализм, честность, ответственность, независимость [11, стр. 63]. На дне ценностной иерархии - инструментальные ценности терпимость к мнениям других, умение прощать другим их ошыбки и заблуждения (ранг 18; N=56; 59,6 %), жизнерадостность (ранг 17; N=48; 51,1 %), чуткость, заботливость (ранг 16; N=36; 38,3 %), аккуратность, чистоплотность (ранг 15; N=40; 42,6 %), независимость (ранг 14; N=40; 42,6 %) и трудолюбие, эффективность в делах (ранг 13; N=50; 53,2 %). Вопреки тому, что исследованы студенты помогающих другим людям професий, ценность чуткость, заботливость не достаточно важна для них и эта тенденция существует годами. В 1995 г. на дне ценностной иерархии болгарских студентов были ценности исполнительность, чуткость, высокие запросы [11, стр. 63]. Чуткость была на дне ценностной иерархии болгар и в 1998 г. [13, стр. 89]. Самые динамичные - инструментальные ценности рационализм (ранг 7; N=24; 25,5 %), спокойствие (ранг 8; N=32; 34 %), смелость (ранг 9; N=38; 40,4 %), любящий (ранг 10; N=32; 34 %), дисциплинированность, исполнительность (ранг 11; N=50; 53,1 %) и твердая воля (ранг 12; N=42; 44,7 %).

Ведущие в ценностной иерархии - терминальные ценности здоровье (ранг 1; N =48; 51,1 %), спокойная жизнь (ранг 6; N=50; 53,2 %), счастье (ранг 3; N=48; 51,1 %), наличие верных и хороших друзей (ранг 4; N=40; 42,6 %), любовь (ранг 5; N=42; 44,7 %) и свобода (ранг 6; N=50; 53,2 %). Исследование ценностей студентов, проведeнное в 1995 г. в Софии, разкрывает, что у них первостепенные по значению - терминальные ценности наличие верных и хороших друзей, любовь, счастье, мир [ 11, стр. 62 ]. В исследовании, проведeнном в Болгарии в 1997 г. среди людей с 16 до 30 лет самые значимые ценности - счатливая семейная жизнь, материально обезпеченная жизнь, наличие верных и хороших друзей, личная уверенность, общественое признание и здоровье [2, стр. 59]. Терминальные ценности здоровье, счастье, свобода, наличие верных и хороших друзей - на верху ценностной иерархии болгар и в 1998 г. [13, стр. 89]. На дне ценостной иерархии терминальные ценности творчество (ранг 18; N=54; 57,5 %), равенство (ранг 17; N=54; 57,5 %), общественное признание (ранг 16; N=54; 57,5 ), спокойствие в стране, мир (ранг 15; N=54; 57,5 %), мудрость, познание (ранг 14; N=38; 40,4 %) и материально обеспеченная жизнь (ранг 13; N=36; 38,3 %). Равенство и мудрость были на дне ценностной иерархии студентов и в 1995 г. [11, стр. 62]. Самые динамичные терминальные ценности счастливая семейная жизнь (ранг 7; N=22; 23,4 %), активная, деятельная жизнь (ранг 8; N=28; 38,3 %), самоуважение, уверенность в себе (ранг 9; N=30; 31,9 %), получение удовольствий, развлечения (ранг 10; N=36; 38,3 %), интересная работа (ранг 11; N=36; 38,3 %) и красота (ранг 12; N=36; 38,3 %). Выражен конфликт между расположением в ценостных иерархиях соответствующих ценностей - студенты не ценят знание и мудрость, но всe-таки одна из ведущих инструментальных ценностей - образованность.

Методом перцентилов были выведены нормы уровня потребности общения и потребности достижения. Баллы под 25 перцентилом представляют низкие стоимости, а над 75-ым перцентилом - высокие стоимости [4, стр. 51].

Низкую потребность в общении (баллы от 0 до 18) имеют 26 исследованных лиц (27,7 %). Среднюю потребность в общении (баллы от 19 до 24) имеют 48 исследованных лиц (51,1 %). Вторую потребность в общении (баллы над 25) имеют 20 исследованных лиц (21,3 %). Абсолютно такие же результаты и в потребности достижения. Низкую потребность в достижении (баллы от 0 до 12) имеют 26 исследованных лиц (27,7 %). Среднюю потребность в достижении (баллы от 13 до 16) имеют 48 исследованных лиц (51,1 %). Высокую потребность в достижении (баллы над 17) имеют 20 исследованных лиц (21,3 %). Нет значительной связи между потребностью в общении и потребностью в достижении (?|4|2=2,469; p=0,65).

Низкую мотивацию одобрения (баллы от 0 до 9) имеют 57 исследованных лиц (60,6 %). Среднюю мотивацию одобрения (баллы от 10 до 12) имеют 30 исследованных лиц (31,9 %). Высокую мотивацыю одобрения (баллы от 13 до 20) имеют 7 исследованных лиц (7,4 %).

Нет значимых различий между полами по мотивации одобрения (Xмужчин=8,16; Xженщин=7,79; t|92|=0,469; p=0,64), потребность общения (Хмужчин=20,56; Хженщин=21,29; t|78|=0,889; p=0,377), потребность в достижении (Хмужчин=13,94; Хженщин=14,61; t|92|=1,285; p=0,202) и эмпатия (Хмужчин=74; Хженщин=77,23; t|92|=1,532; p=0,129). Возможно из-за недостаточно большого извлечения не предствлены различные способности эмпатии мужчин и женщин, о которых нам дают основание предпологать данные из литературных източников. С другой стороны, исследованы студенты по психологии и социальной деятельности, которые все - и мужчины, и женщины, должны бы иметь высоко развитую способность к эмпатии, так как выбрали подсобные професии.

Степень развитости эмпатии была установлена посредством нормативного показателя стены, но так как не было установленно различие между полами по эмпатию, не были выведены отдельные нормы для двух полов, как в русском варианте вопросника А. Меграбяна и М. Эпштейна [8, стр. 300].

Таблица 1

ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА СЫРЫХ БАЛЛОВ ПО ТЕСТУ ЕМПАТИИ В СТЕНЕ

стены

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Стандартный процент 2,28 4,4 9,19 14,98 19,15 19,15 14,98 9,19 4,4 2,28

Общий балл по тесту эмпатии ?55 56-59 60-66 67-71 72-77 78-80 81-87 88-91 92-93 ?94

Число исследованных лиц 4 4 8 14 26 12 12 8 4 2

Между исследованных студентов преобладают такие с низкой мотивацией одобрения (Х=7,91; SD=3,57); средней потребностью в общении (Х=21,04; SD=4,06); средней потребностью в достижении (Х=14,38; SD=2,42) и средне развитой эмпатией (Х=76,13; SD=9,74). 64 студента по психологии и социальной деятельности (68,1 %) имеют средне и высоко развитую способность эмпатии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенты - будущие учeные в социогуманитарной сфере ценят образованность, но не и житейскую мудрость, и всe ещe не стремятся к общественному признанию и всвязи с этим ихняя потребность в достижении не развита высоко. Положительно то, что действительно имеют среднюю потребность в общении и среднюю потребность в одобрении, как и развитую эмпатию, хотя и не твeрдо сильно выраженную.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Андреева, Л. М. (1999). Социално познание и междуличностно взаимодействие. София: ЛИК
  2. Градев, Д. (1997). Социални промени, личностна интеграция и ценностни ориентации на младежта (социално-психологическо изследване). - Годишник на Софийския Университет "Св. Климент Охридски", Философски факултет, Книга Психология, Том 90, стр. 39-69
  3. Джонев, С. (1996). Социална психология. Том 2. Общуване. Личност. София: СОФИ-Р, стр. 10-11
  4. Джонев, С. (2004). Социална психология. Том 5. Изследователски дизайн. Статистическа обработка - SPSS. Интерпретация. София: СОФИ-Р
  5. Енциклопедия по психология. (1987). Под ред. Р. Д. Корсини, София: НАУКА И ИЗКУСТВО, 1998, стр. 290
  6. Ильин, Е. П. (2000). Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер
  7. Карагьозов, И. (1998). Диагностика на девиациите в поведението (психологическа диагностика и прогностика на девиантното поведение). Благоевград: Университетско издателство "Неофит Рилски"
  8. Крылова, А. А. и С. А. Маничева. (2000). Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Санкт-Петербург: Питер
  9. Паспаланов, И. и Д. Щетински. (1985). Конструиране и валидизация на българска скала за потребност от постижения. - Годишник на Софийския Университет "Климент Охридски", Философски факултет, Книга - Психология, Том 78, стр. 29-52
  10. Паспаланова, Е. (1985). Методическо пособи за работа със скала за социална желателност (М-К-ССЖ) - българска адаптация. София: БАН - Централна лаборатория по психология
  11. Пацева, М. и М. Василев. (1995). Семантични аспекти на ценностите. - Българско списание по психология, 1: 59-78
  12. Полная карманная энциклопедия. Психологические тесты. (2003). Сост. С. Касьянов. Москва: ЭКСМО, стр. 358-360
  13. Стоицова, Т. (1998). Живеем с другите - социалнопсихологични проблеми. София: Нов български университет
  14. Энциклопедия психологических тестов. (1997). Личность, мотивация, потребность. Под ред. А. Карелин, Москва: АСТ, стр. 57-62

Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.

Hosted by uCoz