Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© Л. Г. Степановой


Баранов А.В.
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПОЛИТОЛОГИЯ"


Проблема создания концепции образования по специальности "Политология" стала осознаваться совсем недавно. Первые признаки интереса профессионального сообщества ученых к теме отмечены в 1998 г., накануне I Всероссийского конгресса политологов. Это были публикации учебных программ по важнейшим дисциплинам в "Вестнике Московского университета" и "Полисе", полемические статьи о предмете политических наук и модели профессиональной деятельности выпускника вуза. Министерство образования РФ приняло за 10 лет поочередно три Государственных стандарта: по направлению "Политология" в 1993 г. (срок обучения - 4 года, уровень квалификации - бакалавр) и по одноименной специальности - в 1996 и 2000 гг. (5 лет, специалист). Сейчас около 40 вузов страны ведут обучение политологов. Половина выпускающих факультетов или отделений существует в столице, другая половина - в регионах. Работа части из них идет в курьезных формах. Например, политологию вводят как дополнительную специальность для историков, культурологов, социологов, языковедов и т.д. Либо создается специализация из числа престижных ("Связи с общественностью", "Международные отношения" и др.) без предоставления базовой политологической подготовки.

В данной статье сделана попытка определить ориентиры развития специальности "Политология" в контексте профессионализации научного знания.

В 1999 - 2001 гг. редакция журнала "Полис" и ряд выпускающих вузов - МГИМО(У), РГГУ, Самарский, Кубанский и другие университеты начали дискуссию о сущности, содержании и вариативности профессионального образования в области политических наук1. Наметились контуры базовой концепции обучения на основе достижений мировой науки, адаптированных к российскому своеобразию общества и высшего образования. Конечно, немыслима бюрократическая единообразная схема. Нельзя стандартизировать подготовку специалистов "раз и навсегда". Тем более опасно, если за реализацию этой утопии возьмутся люди, далекие от практического опыта образования, от запросов и интересов Российского государства; если они будут неизвестны и неподконтрольны научному сообществу. Напротив, надо перейти от парадигмы бюрократической стандартизации образования к парадигме самоорганизации и самоэкспертизы университетской политологии. Способы достижения этой задачи предложены в материале для дискуссии, подготовленном Л.В. Поляковым, Б.Г. Капустиным, А.А. Дегтяревым, Т.Е. Ворожейкиной и другими исследователями. (см. "Полис" № 1 за 2001 г.)

Не принимая данный материал за догму, и не отвергая его идеи, обозначим авторское понимание проблемы. Исходной для нас будет посылка о заведомой вариативности системы профессионального образования по политическим наукам. За 10 лет свободного научного и педагогического поиска обозначилось несколько типов учебных программ. Они обусловлены и социокультурной средой образования, и параметрами отраслевых и региональных рынков труда, и характером "социального заказа" власти, и научной специализацией педагогов. Особенности учебных планов зависят от сложившихся типов вуза, которые таковы: 1) элитарный классический университет (МГУ, СпбГУ); 2) элитарный специализированный гуманитарный университет (МГИМО(У), РГГУ); 3) юридический вуз; 4) экономический вуз; 5) академия государственной службы. Данные типы вузов существуют и в крупнейших регионах с понятными ограничениями ресурсов. Традиции российского образования предполагают высокую меру регламентации учебного процесса, ключевую роль федерального отраслевого министерства в управлении вузовской наукой. Сломать эти традиции "одним махом", а тем более пытаться внедрить противоположный социокультурный опыт как оптимальный, чревато разрушением всей системы знаний и умений специалиста. Итак, первый из принципов предлагаемой концепции политологического образования - опора на цивилизационную "почву" России, ориентация на интересы Отечества в подготовке будущей элиты: научной, политической, экономической и т.д.

На наш взгляд, одной из "точек роста" российской политологии становятся некоторые из региональных научных сообществ. Во-первых, наша страна огромна и ее пространство обладает всеми чертами "многосоставного общества" (plural society, по А. Лейпхарту)2. Познать особенности региональной и местной политической динамики, дать обоснованный анализ и прогноз развития может только знаток данного сообщества (конечно, в сотрудничестве с мэтрами общероссийского масштаба и на основе мирового уровня научных знаний). Рынок образовательных услуг России значительно сегментирован. Во-вторых, ряд региональных вузов накопил ценный опыт профессиональной подготовки политологов, востребованных именно в реальных условиях данного рынка. Например, Кубанский государственный университет (г. Краснодар) начал обучение специалистов-политологов в 1992 г. Подготовлено 8 выпусков в среднем по 40 студентов каждый. Студенты востребованы прежде всего в администрации Краснодарского края, администрациях г. Краснодара и других населенных пунктов, в представительствах федеральных органов власти, в пиар-агенствах и политических партиях, в бизнес-структурах. Трудоустройству помогает дополнительная квалификация "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации", осваиваемая на факультативной основе3. Немаловажное обстоятельство - системность подготовки специалистов в рамках факультета управления КубГУ, объединяющего отделения политологии, психологии, государственного и муниципального управления, социальной работы. Рынок услуг специалиста обеспечен уже тем обстоятельством, что Южный федеральный округ относится к наиболее конфликтогенным и вместе с тем неизученным региона страны. Здесь удельный вес лиц с фундаментальным управленческим образованием в структуре населения гораздо ниже, чем в среднем по России и тем более, чем в столичных мегаполисах.

Мы убедились в итоге 12-летнего опыта подготовки политологов в КубГУ в том, что концепция высшего профессионального образования должна соизмерять теоретические модели образования с системой качеств специалиста, востребованных на практике. Трудоустроены же по профессии и делают успешную карьеру те выпускники, которые:

От большинства факультетов и отделений политологии России жизнь требует готовить не только эрудированных теоретиков, но и прежде всего - управленцев высшей квалификации. Теоретические знания приобретают новую значимость в качестве прочного базиса прикладных умений и навыков, иначе они бесплодны.

Насколько же обязательный для всех вузов страны Государственный стандарт от 14 марта 2000 г. способствует становлению осмысленной концепции политического образования, соответствует запросам политической практики и рынка услуг политолога? Каков опыт реализации Госстандарта в КубГУ за истекшие со времени его принятия пять лет?

Наиболее важны следующие дискуссионные аспекты концепции политологического образования, т.к. они определяют направленность подготовки и уровень квалификации специалиста:

  1. Смысл, содержание, строение циклов общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, их роль в формировании качеств политолога.
  2. Система общепрофессиональных знаний, умений и навыков.
  3. Сущность, содержание и взаимозаменяемость альтернативных дисциплин специализации.

Анализ содержания коплекса гуманитарных предметов в Госсандарте 2000 г. привел нас к выводу: все учебные дисциплины цикла формируют базовый уровень культуры и знаний политолога. Поэтому считаем бессмысленным решение оставить обязательными только 4 дисциплины (иностранный язык, физическую культуру, отечественную историю и философию). Количественные пределы гуманитарного цикла следовало бы расширить за счет естественнонаучного цикла; а также предоставить вузам право изменять объем часов на освоение циклов не в размере 5, а в 10% от требований стандарта.

Как объяснить явно периферийную роль экономических, социологических, этнологических, религиоведческих дисциплин в Госстандарте? Ведь лучшие зарубежные университеты смело внедряют междисциплинарные учебные курсы, а узкая специализация признана позавчерашним днем гуманитарного знания. Трудно представить эффективно работающего управленца, который затратил 265 час. на освоение политической философии и по 50 час. - на "познание" экономики, правоведения, религиоведения. Запросы общества настоятельно требуют "развернуть лицом" Госстандарт к смежным гуманитарным наукам. Надо вернуться к обязательности всех предметов федерального компонента и определить обязательный минимум их аудиторного объема (хотя бы 34 час.).

Весь мир переживает эпоху глобализации. Львиная доля источников и литературы по политологии иноязычна. А составители Госстандарта ограничивают изучение иностранного языка 340 час. за 5 лет! Если же преподавать языки на достойном уровне, то в рамках нынешнего Госстандарта не останется времени на другие общеобразовательные предметы. Ведущие университеты России - МГИМО, МГУ, РГГУ вынуждены нарушать стандарт, ценой урезания политологических предметов, чтобы обеспечивать необходимый уровень языковых умений. Предлагаем иной, комбинированный выход - увеличить стандартный объем освоения иностранного языка, а также ввести программы дополнительного образования за счет факультативов. Например, на отделении политологии Кубанского государственного университета 60% выпускников получают квалификацию "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации" по итогам 500-часового факультативного цикла. Многие из них получили престижную работу (в мэрии г. Краснодара, в Каспийском трубопроводном консорциуме и т.д.) именно благодаря сочетанию специальностей политолога и переводчика.

Госстандарт 2000 г. делает шаг вперед в осмыслении общепрофессионального цикла. Наконец-то поняли, что не может отдельный предмет совпадать с 5-летней программой образования. Появился предмет "Теория политики", который целесообразно читать после освоения истории политических учений зарубежных стран и России, либо одновременно с этими курсами. Удивляет упразднение короткого спецкурса "Введенияев специальность", без которого невозможна осмысленная научная работа первокурсника. В нем закладываются основы культуры деятельности политолога. Мы восстановили данный предмет за счет часов национально-регионального компонента.

Отдельная тема для развернутой дискуссии - предмет "Политическая история России". Его дидактическая структура излишне сокращена, "философична" в худшем смысле слова. Структурно-функциональный подход господствует над причинно-следственным и ретроспективным. Неясно, как составители стандарта видят разграничение проблемных полей курсов "Отечественной истории" и "Политической истории России". Мы нашли выход, ограничив роль первого из предметов социокультурным анализом истории. Углубленное познание феноменологии прошлого дается в ходе раздельного преподавания политической истории России (172 час.), а также зарубежных стран (86 час.). Этим обеспечивается системность и объективность формирования политико-исторического сознания, преодолеваются пагубные крайности: космополитизм и этноцентризм восприятия политического развития.

Многие общепрофессиональные предметы в трактовке Госстандарта 2000 г. аморфны (политическая социология, политические отношения и политический процесс в современной России). Много повторов в проблемных полях дисциплин. Совершенно не выражены межпредметные связи с публичным правом, с экономической политикой. Нужен полноценный курс или набор спецкурсов партологии, элитологии, лидерства и политического лоббирования. В этом наши предложения очень близки разработкам А.А. Дегтярева и Л.В. Полякова4. За счет дисциплин по выбору студентов предлагаем вариативный набор правовых предметов: теории государства и права, конституционного права зарубежных стран и России, административного права, либо международного права, гуманитарного права, правоохранительных органов.

Насколько нам известно, УМО Министерства образования не стандартизирует набор дисциплин специализаций и их дидактическое наполнение. Это обосновано в тексте госстандарта 2000 г. Утвержден лишь перечень 9 специализаций. Такое положение дел не может быть долгим. По мере накопления в вузах страны опыта преподавания специализированных предметов весьма скоро назреет необходимость выработать общий дискурс и общие принципы специализаций. В среднесрочном будущем (через 3-5 лет) нужно принять на основе свободной дискуссии университетских политологов приложения к Госстандарту по каждой специализации. Поделимся опытом разработки программ специализаций 020204 "Политический менеджмент и связи с общественностью" и 020209 "Политическая регионалистика и этнополитология".

Обе названные специализации не стандартифицированы. Они разработаны с учетом Госстандартов по специальностям "Менеджмент", "Менеджмент организации", "Связи с общественностью" и "Регионоведение".

Специализация 020204 предназначена для подготовки профессионалов в области информационно-аналитической и организационно-технологической деятельности. К объектам приложения их сил относятся органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии и организации, консультационные и аналитические центры. Сравнивая авторскую программу А.А. Дегтярева с нашей, можно сделать такие выводы. Оба варианта совпадают в цикле аналитико-эмпирических дисциплин (политическая информатика, статистика, методы политологических исследований). В КубГУ эти предметы более укрупнены и читаются со 2 по 5 семестры. Из числа аналитико-управленческих дисциплин совпадают: прикладной политический анализ (как часть политического анализа в целом), основы государственно-публичной политики (государственная политика и управление), информационная политика. Среди организационно-технологических дисциплин нет отличий в преподавании политического менеджмента, политических коммуникаций и конфликтологии, лоббизма. Остальные авторские курсы А.А. Дегтярева в нашем варианте "встраиваются" в укрупненные предметы: связи с общественностью в политике, парламентскую культуру, социологию управления, местное самоуправление, политическую журналистику, организационное поведение, политическую идеологию, самоменеджмент, управление персоналом, стилистику и редактирование политического текста. Различия программ специализации вызваны неоднородностью социокультурной среды образования в Москве и регионах, спецификой социальной востребованности выпускников. В будущем возможно введение государственного экзамена, обобщающего дисциплины специализаций. Он следовал бы за госэкзаменом "Теория политики" либо "Политология", являясь важной ступенью на пути к аспирантуре.

Специализация 020209 "Политическая регионалистика и этнополитология" естественна для крупного вуза Юга России - территории с высокоразвитым региональным самосознанием, где остро чувствуется необходимость профессиональной экспертизы и управления межэтническими отношениями.

Предмет политической регионалистики - комплексное познание закономерностей воспроизводства, функционирования и развития политических территориальных сообществ (регионов). Как резонно отмечает Р.Ф. Туровский, в данной дисциплине выделяются две основные сферы анализа: 1) отношения между центром и регионами, политика государства в отношении регионов; 2) изучение политической среды на уровне регионов5. На наш взгляд, познание территориальных институтов и процессов должно идти более стереоскопично - и в измерении взаимодействий "государство - регионы - мировое сообщество", и в измерении "сравнительный анализ регионов", и в измерении "регион - местные сообщества". Предмет этнополитологии также остается дискуссионным. Можно определить его как системное исследование этнических общностей в качестве субъектов политического процесса. Регионалистика и этнополитология неразрывно взаимосвязаны, что особенно осязаемо ощущают " на себе" 18 млн.жителей Юга России.

Кроме интегрированных курсов специализации 020209(политическая регионалистика, этнополитология, политическая конфликтология), на которые отводятся 404 аудиторных часа, студенты осваивают спецкурсы. На 3-м году обучения это политическая история региона, региональная экономическая политика. На 4-м - социология региона, основы правовой системы региона, национальная и региональная безопасность, этнополитология региона, муниципальное управление, политическая журналистика. На выпускном 5-м курсе - антитеррористические операции в регионе, государственная служба, политика и религии, региональные политические элиты, регион в международных отношениях. Набор спецпредметов подвижен и может меняться по желанию кафедры и студенческой подгруппы. На данный компонент отводится 806 аудиторных часов на 4-5 годах обучения, выполняются дипломные работы.

Нужна координация опыта преподавания специализаций внутри самого университетского сообщества России. Предлагаем создать специализированные секции либо отделения в рамках Российской ассоциации политической науки (инициативу чего высказали коллеги из Коми республики); проводить регулярные конференции по данной тематике; согласовать экспертное заключение университетов РФ о модульном стандарте и учебном плане подготовки по всем действующим в России 9 специализациям.

В завершение статьи затронем вопрос о практиках политолога. Создается впечатление, что Госстандарт 2000 г. учитывает условия и интересы только классических столичных вузов, т.к. вводит преддипломную педагогическую практику. Ведь в Госстандарте идет речь только о чтении лекций, проведении семинаров практикантами. Это требование противоречит данной в том же стандарте оценке видов и объектов профессиональной деятельности. В нашем регионе лишь немногие (максимум 10% выпускников) трудоустраиваются в образовательных заведениях. Кто это рискует сделать в условиях Краснодарского края, чаще всего работает в средних школах. Следовательно, нужны вариативные преддипломные практики в соответствии с 4 видами профессиональной деятельности. Для политологов-управленцев, регионоведов, экспертов и консультантов логичны ознакомительная и итоговая преддипломная практика в органах власти и местного самоуправления, в партиях и пиар-агенствах, в аналитических прикладных организациях. К тому же неведомо, где будет востребован политолог, не прошедший практик управленческого профиля. Ведь в базовой средней школе нет преподавания политологии как отдельной от обществознания дисциплины, а комплексный предмет "Обществознание" политологии не изучает, за исключением вступительного экзамена.

Впредь процедура обсуждения и принятия Госстандарта по политологии должна предусматривать активное участие выпускающих факультетов и отделений вузов России на всех стадиях процесса. Надо создать в РАПН координационную структуру выпускающих кафедр. Назрел вопрос о создании специализированного УМО по политологии на базе МГИМО(У) либо ряда московских вузов.

Обрисованный нами ряд решений позволит перейти к парадигме самоорганизации университетского сообщества политологов России, обеспечит необходимый уровень специализированной профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, аналитиков, работников высшего и среднего образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. "Новая" Россия: политическое знание и политологическое образование. Материалы межвуз.науч.конференции 1-2 дек.2000г.М.:РГГУ,2000; Преподавание политологии в российских университетах: Материалы Всерос.науч.-практич.конференции 25-27 мая 2000 г. Краснодар, КубГУ, 2000; О реформе преподавания политических наук в системе высшего образования Российской Федерации//Полис. 2001.№ 1. С.117-137.
  2. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997.
  3. См.: Информация об отделениях факультета управления // Человек. Сообщество. Управление. Краснодар, 2000. № 2. С.11-17, 32-42.
  4. Поляков Л.В. Направление "Теория и практика российской политики" //Полис. 2001.№ 1. С.131-133; Дегтярев А.А. Направление "Политико-управленческие дисциплины" //Там же.С.133-137.
  5. Туровский Р.Ф. Основы и перспективы региональных политических исследований //Там же.С.139.

Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.

Hosted by uCoz