Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© И. Е. Левенец


И. Е. Левенец
ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ, ПРОИСХРОДЯЩИХ В РОССИИ.


Словосочетание "гендерная экспертиза законодательства" вошло в лексикон общественных наук и политическую литературу сравнительно недавно, на волне активизации работы феминистского и женского движения за права женщин. Уже почти 80 лет в России de jure существует равенство женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере занятости и на рынке труда. Однако de jure не означает de facto, и именно поэтому в течение всех восьмидесяти лет проходил поиск путей воплощения в жизнь декларированного равенства.

Анализ социального воздействия (социальная экспертиза), включающий гендерный анализ, представляет собой интегральный компонент любого добротного анализа политического курса во всех сферах жизни. Он пронизывает от начала и до конца полный цикл политического процесса по выработке и реализации государственной деятельности. В целом, анализ, основанный на гендерном подходе - важная часть универсального социально-экономического анализа государственной политики. Гендерный анализ подвергает сомнению утверждение о том, что любой человек, независимо от пола, испытывает одинаковое воздействие политических курсов, программ и законодательства.

Слом советской государственной системы отразился на всех областях, в том числе и на социально-половых отношениях. "Свобода и равенство" между полами, декларируемые многими официальными актами, остаются лишь на бумаге, и не имеют никакого отношения к повседневной жизни.

Не секрет, что в самой структуре органов власти имеются свои институты власти, у которых больше объективных возможностей оказывать влияние процесс принятия решений, поскольку в их распоряжении - либо стратегические ресурсы, либо ключевые рычаги влияния, либо право применения власти.

В 90-е годы в России был сформирован целый ряд органов, обладающих в основном консультативно-координационными функциями. Это Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи в Государственной Думе, Комиссия по делам женщин при Председателе Совета Федерации, Комиссия по вопросам положения женщин при Правительстве РФ, Департамент по делам детей, женщин и семьи в Министерстве труда и социального развития.

Однако после реформирования, деятельность многих из них была прекращена. Поэтому, приходится признать, что в годы реформ проблематика гендерного равенства не стала приоритетной при создании новой политической конструкции российского государства. Принятые им в этой области меры не могли реально содействовать интеграции его гражданок в политический процесс. Вот почему, несмотря на формально провозглашенную приверженность демократической России принципу ген-дерного равенства, несмотря на принятые в соответствии с ним декреты, указы, международные обязательства, гендерная асимметрия по-прежнему остается одной из наиболее характерных черт макроуровня российской власти. Это доказывают, в первую очередь, статистические данные.

В целом партии-фавориты прошедших парламентских выборов в России выдвинули около 10% женщин-кандидатов. Этот показатель был примерно на 1-2% ниже, чем на предыдущих парламентских выборах 1999 года. Это значит, "мужской" профиль российской законодательной власти сохранил свою чеканность. Преимущественно "мужской" парламент не способен учитывать ни политических и социальных интересов российских женщин, ни их особого социального опыта, как это происходит в более развитых странах, как, например, США, где Кэролин Маккати, скромная медсестра из маленького городка, которая, пережив убийство мужа и тяжелое ранение сына, стала вести активную кампанию за контроль над огнестрель-ным оружием.

Согласно мнению экспертов ООН, если в парламенте женщин меньше 20%, то детские проблемы никогда не будут приоритетны, если их менее 30%, будет отсутствовать женская проблематика.

Словно в подтверждение этому, согласно новому Трудовому кодексу кормящая мать должна оставаться на сверхурочной и ночной работе и может быть направлена в командировку.

Недавно в Государственной Думе был принят Закон о донорстве крови и ее компонентов. На первый взгляд, законопроект предлагает всего лишь одну поправку: заменить государственные учреждения на муниципальные и другие организации. Одна из активных участниц обсуждения данного законопроекта Нина Кривельская считает, что кровь должна быть под контролем государства и только государственных учреждений, потому что это своего рода стратегический запас, наш генофонд. Казалось бы поправка незначительная, но это только на первый взгляд. На самом деле она предлагает отдавать кровь и работу с кровью в частные и другие организации.

В федеральную программу о медицинской помощи беременным и в программу "Дети России" внедрено понятие "безопасное материнство". На первый взгляд, оно также правомерно и безобидно, как и в предыдущем примере . А ведь тем самым в сознание подрастающей женщины внедряется мысль, что материнство может быть и опасным!

Очень большие споры вызывает в последнее время законы, регулирующие рекламу спиртных напитков на территории РФ. Согласно 17-й статье закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", реклама крепкого (с содержанием этилового спирта более 15%) алкоголя запрещена, кроме мест производства и продажи. Потери, которые несут при этом производители и представителями рекламного рынка исчисляются миллионами долларов США. Это вынуждает производителей и рекламистов изобретать новые креативные технологии, позволяющие "обойти" законодательство. Некоторые политики и экономисты высказывают мнение, что казна при этом недополучает средства, которые можно было использовать в том числе, и на социальные нужды. Учитывая то, что реклама проникает во все сферы общества, активно воздействуя на его социальные институты и оказывает значительное влияние на социальное поведение живущих в нем людей, а также то, насколько остро стоит в нашем обществе проблема алкоголизма, неосторожные поправки к закону могут привести к необратимым последствиям.

Причины многих проблем кроются также в том, что мужчинам и женщинам отводятся альтернативные области экспертиз (первым - экономика, международная политика, сельское хозяйство, армия, в то время как вторым - образование, здравоохранение, социальные вопросы, охрана окружающей среды, а эти вопросы до сих пор воспринимаются обществом не как самые важные для человека и его повседневной жизни, а как второстепенные).

Недопредставленность женщин в органах власти препятствует пониманию необходимости реализации политики, направленной на достижение гендерного равенства, ограничивает внимание властных структур к социальным проблемам женщин, закрепляет в сознании мужчин-политиков представления о "естественности" существующего распределения гендерных ролей. Кроме того, гендерное неравенство в сфере политики в реальности является одним из самых существенных препятствий, или блокировок, на пути демократической трансформации России, а его ликвидация может быть осуществлена только в ходе серьезного гендерного анализа накопив-шихся проблем и противоречий.


Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.

Hosted by uCoz