© О.А. Волковой
О.А. Волкова,Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
В основе любого профессионального становления лежат процессы идентификации; вопрос состоит в том, с чем и с кем идентифицирует себя человек, выбирающий или отвергающий ту или иную профессию, тот или иной стиль профессиональной деятельности, и какие жизненные задачи он решает посредством профессии (24).
Понятие "профессиональная идентичность" в полном смысле слова относится лишь к той категории людей (а в социальном плане - к тем эпохам и культурам), для которых ведущей основой идентификации является профессиональный труд (3, 4).
Профессиональная деятельность может рассматриваться как составляющая смысла жизни человека (2, 25, 20). Проблему профессионального самоопределения П.А. Шавир рассматривает с позиции детерминизма и деятельности и выделяет два основных, динамизирующих данный процесс, личностных фактора: потребность выбора профессии и потребность поиска смысла жизни (20). При этом "психологическим тылом" могут выступать как основания для любого конкретного выбора, так и более сложные и глобальные основания для того, чтобы хоть когда-нибудь заниматься тем, что действительно составляет смысл жизни, что "по душе" данному человеку (15).
Так как в нашем обществе различным видам профессиональной занятости соответствуют различные стили жизни, то выбор дальнейшей карьеры, по существу превращается в выбор образа жизни в целом (16, 24). Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни (16). Чтобы сделать правильный выбор, у человека должна быть обоснованная оценка того, в какой области он мог бы наилучшем образом "самоактуализироваться" (18).
Ю.П. Поваренковым в профессионализме выделенны три ведущих (обобщенных) критерия: 1) профессиональная продуктивность; 2) профессиональная идентичность; 3) профессиональная зрелость (12).
Существенный вклад в развитие общей теории профессионализации сделан в трудах Климова Е.А. (7), Шадрикова В.Д. (21), Марковой А.К. (9), Пряжникова П.С. (15), Зеера Э.Ф. (6), каждый из которых развивает свой подход к профессионализации. Не менее важную роль при решении данной проблемы играют исследования, проводимые в рамках акмеологии (1).
Необходимо отметить и относительно законченные концепции профессионализации. Это, прежде всего, концепция профессиональной зрелости Д. Сьюпера (10) и концепция профессионального становления Т.В. Кудрявцева (8).
Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Профессиональная идентификация человека профессии происходит путем соотнесения интериоризированных моделей профессии и профессиональной деятельности с профессиональной Я-концепцией.
Профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, оценок, правил поведения принятых и разделяемых членами данной профессиональной группы (или профессионального сообщества).
Профессиональная идентичность может изучаться в связи с профессиональными кризисами. Последние могут рассматриваться как кризисы профессионального развития (5), процессы, связанные с возрастом (2), деструкции профессионального развития (6, 19).
Кризис идентичности (ролевое смещение по Э. Эриксону) - это неспособность выбрать карьеру, продолжить образование (18).
Любой профессиональный кризис - это кризис идентичности личности, у которой объективная необходимость в профессиональной переориентации вступает в конфликт с субъективной потребностью в сохранении прежней идентичности (3, 4).
Опираясь на психологические исследования (11), мы предлагаем существование активно-неадаптивных тенденций профессиональной деятельности.
Если позиция не определена, человек колеблется между разными профессиональными ролями, не уверен в том, "каким быть", получает противоречивую обратную связь со стороны окружающих, говорят о размытой, несформированной идентичности.
Denzin и Mettlin вводят понятие неполной профессионализации - малой распространенности конкретного занятия, чтобы оно могло приобрести законченный профессиональный статус (22).
Все более актуальной для психологии труда становится проблема профессионального маргинализма как релевантного для нестабильной России и потенциально опасного психологического феномена, являющегося поведенческим и концептуальным антагонистом профессиональной идентичности (7, 13, 15).
Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности рассматривают в своих работах как зарубежные E. Ericson, M. Pavalko, Wilbur E. Bock, W.I. Wardwell, N.Denzin, C. Mettlin (22, 24, 27, 28, 29), так и отечественные исследователи Е.П. Ермолаева, И.П. Попова (4, 14) и др.
Наблюдения за реально действующими профессионалами приводят к выводу о массовом характере и многоликости маргинализма в профессиональной сфере (3, 4, 14).
Идентичными могут считаться только профессионалы, обладающие как стабилизирующей базой, так и преобразующим потенциалом, с их дефицитом связано большинство маргинальных проявлений в профессиональной сфере (3, 4).
M. Pavalko, рассматривая проблемы маргинального профессионального статуса и идентичности, связывает термин "профессиональная маргинальность" с индивидами, которые могут обладать некоторыми атипичными характеристиками или могут быть локализированы в атипичной деятельности, помещены в атипичные условия труда, сравнимые (или похожие) с общеупотребительными формами их занятий (27).
Вордвелл, представляя историческое развитие концепции профессиональной маргинальности, выделяет различные способы, с помощи которых последняя может появляться посредством развития социо-исторических факторов, когда одни социально-профессиональные роли находятся в процессе превращения в более институционализированные, а другие, наоборот (28).
E.C. Hughes обратил внимание на трудности, с которыми сталкиваются женщины и негры в процессе овладения профессиями, традиционно ассоциирующимися с мужчинами или "белыми" и (например, профессией врача) (25). Bock, обсуждая женское духовенство, отмечает, что женщины, поступая в любую из традиционных мужских профессий, автоматически сталкиваются с проблемами маргинальности (29).
Существует термин "референтная маргинальность", который акцентирует протекание культурного конфликта как фактора маргинализации на уровне референтных групп (17).
R.K. Merton определял маргинальность как специфический случай теории референтной группы. Он отмечает, что маргинальность возникает в том случае, когда индивидуум через предварительную социализацию готовится к членству в позитивной референтной группе, которая не склонна его принять.
Подобное состояние подразумевает множественность лояльностей и двойную идентификацию, незавершенную (неполную) социализацию и отсутствие социальной принадлежности (26). H.F. Dickie-Clark отмечает, что между позициями группы и индивида должно быть соответствие, отсутствие которого позволяет говорить о маргинальной ситуации индивида или целой профессиональной группы (23).
Литература:
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.