Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

© О.А. Волковой


О.А. Волкова
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИАНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МАРГИНАЛЬНОСТИ ИНДИВИДОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППП.


О.А. Волкова,Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

В основе любого профессионального становления лежат процессы идентификации; вопрос состоит в том, с чем и с кем идентифицирует себя человек, выбирающий или отвергающий ту или иную профессию, тот или иной стиль профессиональной деятельности, и какие жизненные задачи он решает посредством профессии (24).

Понятие "профессиональная идентичность" в полном смысле слова относится лишь к той категории людей (а в социальном плане - к тем эпохам и культурам), для которых ведущей основой идентификации является профессиональный труд (3, 4).

Профессиональная деятельность может рассматриваться как составляющая смысла жизни человека (2, 25, 20). Проблему профессионального самоопределения П.А. Шавир рассматривает с позиции детерминизма и деятельности и выделяет два основных, динамизирующих данный процесс, личностных фактора: потребность выбора профессии и потребность поиска смысла жизни (20). При этом "психологическим тылом" могут выступать как основания для любого конкретного выбора, так и более сложные и глобальные основания для того, чтобы хоть когда-нибудь заниматься тем, что действительно составляет смысл жизни, что "по душе" данному человеку (15).

Так как в нашем обществе различным видам профессиональной занятости соответствуют различные стили жизни, то выбор дальнейшей карьеры, по существу превращается в выбор образа жизни в целом (16, 24). Таким образом, профессия уже выступает как средство для достижения этого образа жизни, а не как существенная часть самого образа жизни (16). Чтобы сделать правильный выбор, у человека должна быть обоснованная оценка того, в какой области он мог бы наилучшем образом "самоактуализироваться" (18).

Ю.П. Поваренковым в профессионализме выделенны три ведущих (обобщенных) критерия: 1) профессиональная продуктивность; 2) профессиональная идентичность; 3) профессиональная зрелость (12).

Существенный вклад в развитие общей теории профессионализации сделан в трудах Климова Е.А. (7), Шадрикова В.Д. (21), Марковой А.К. (9), Пряжникова П.С. (15), Зеера Э.Ф. (6), каждый из которых развивает свой подход к профессионализации. Не менее важную роль при решении данной проблемы играют исследования, проводимые в рамках акмеологии (1).

Необходимо отметить и относительно законченные концепции профессионализации. Это, прежде всего, концепция профессиональной зрелости Д. Сьюпера (10) и концепция профессионального становления Т.В. Кудрявцева (8).

Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Профессиональная идентификация человека профессии происходит путем соотнесения интериоризированных моделей профессии и профессиональной деятельности с профессиональной Я-концепцией.

Профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, оценок, правил поведения принятых и разделяемых членами данной профессиональной группы (или профессионального сообщества).

Профессиональная идентичность может изучаться в связи с профессиональными кризисами. Последние могут рассматриваться как кризисы профессионального развития (5), процессы, связанные с возрастом (2), деструкции профессионального развития (6, 19).

Кризис идентичности (ролевое смещение по Э. Эриксону) - это неспособность выбрать карьеру, продолжить образование (18).

Любой профессиональный кризис - это кризис идентичности личности, у которой объективная необходимость в профессиональной переориентации вступает в конфликт с субъективной потребностью в сохранении прежней идентичности (3, 4).

Опираясь на психологические исследования (11), мы предлагаем существование активно-неадаптивных тенденций профессиональной деятельности.

Если позиция не определена, человек колеблется между разными профессиональными ролями, не уверен в том, "каким быть", получает противоречивую обратную связь со стороны окружающих, говорят о размытой, несформированной идентичности.

Denzin и Mettlin вводят понятие неполной профессионализации - малой распространенности конкретного занятия, чтобы оно могло приобрести законченный профессиональный статус (22).

Все более актуальной для психологии труда становится проблема профессионального маргинализма как релевантного для нестабильной России и потенциально опасного психологического феномена, являющегося поведенческим и концептуальным антагонистом профессиональной идентичности (7, 13, 15).

Проблемы профессиональной идентичности и маргинальности рассматривают в своих работах как зарубежные E. Ericson, M. Pavalko, Wilbur E. Bock, W.I. Wardwell, N.Denzin, C. Mettlin (22, 24, 27, 28, 29), так и отечественные исследователи Е.П. Ермолаева, И.П. Попова (4, 14) и др.

Наблюдения за реально действующими профессионалами приводят к выводу о массовом характере и многоликости маргинализма в профессиональной сфере (3, 4, 14).

Идентичными могут считаться только профессионалы, обладающие как стабилизирующей базой, так и преобразующим потенциалом, с их дефицитом связано большинство маргинальных проявлений в профессиональной сфере (3, 4).

M. Pavalko, рассматривая проблемы маргинального профессионального статуса и идентичности, связывает термин "профессиональная маргинальность" с индивидами, которые могут обладать некоторыми атипичными характеристиками или могут быть локализированы в атипичной деятельности, помещены в атипичные условия труда, сравнимые (или похожие) с общеупотребительными формами их занятий (27).

Вордвелл, представляя историческое развитие концепции профессиональной маргинальности, выделяет различные способы, с помощи которых последняя может появляться посредством развития социо-исторических факторов, когда одни социально-профессиональные роли находятся в процессе превращения в более институционализированные, а другие, наоборот (28).

E.C. Hughes обратил внимание на трудности, с которыми сталкиваются женщины и негры в процессе овладения профессиями, традиционно ассоциирующимися с мужчинами или "белыми" и (например, профессией врача) (25). Bock, обсуждая женское духовенство, отмечает, что женщины, поступая в любую из традиционных мужских профессий, автоматически сталкиваются с проблемами маргинальности (29).

Существует термин "референтная маргинальность", который акцентирует протекание культурного конфликта как фактора маргинализации на уровне референтных групп (17).

R.K. Merton определял маргинальность как специфический случай теории референтной группы. Он отмечает, что маргинальность возникает в том случае, когда индивидуум через предварительную социализацию готовится к членству в позитивной референтной группе, которая не склонна его принять.

Подобное состояние подразумевает множественность лояльностей и двойную идентификацию, незавершенную (неполную) социализацию и отсутствие социальной принадлежности (26). H.F. Dickie-Clark отмечает, что между позициями группы и индивида должно быть соответствие, отсутствие которого позволяет говорить о маргинальной ситуации индивида или целой профессиональной группы (23).

Литература:

  1. Бодалев, А.А. О предмете акмеологии / А.А. Бодалев. - Психологический журнал. Том 14. - №5.
  2. Вайзер, Г.А. Смысл жизни и "двойной кризис" в жизни человека / Г.А. Вайзер// Психол. журнал. - Т. 19. - 1998. - №5.
  3. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (Статья первая) / Е.П. Ермолаева. - Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 4.
  4. Ермолаева, Е. П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (Статья вторая) / Е.П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Том 22. - №5.
  5. Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э Сыманюк // Психологический журнал- 1997. - №6.
  6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М. - Екатеринбург, 2003.
  7. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. М.-Воронеж, 1996.
  8. Кудрявцев, Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю Шегурова // Вопросы психологии. - 1983. - №2.
  9. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996.
  10. Михайлов, И.В. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера / И.В. Михайлов // Вопросы психологии. - 1975.
  11. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону, 1996.
  12. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. - М., 2002.
  13. Пономаренко, В.А. Психология духовности профессионала. М.,1997.
  14. Попова, И.П. Маргинальность. Социологический анализ / И.П. Попова. - М., 1996.
  15. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. М.-Воронеж, 1997.
  16. Психологическое сопровождение выбора профессии / Сост. Л.М. Митина. - М., 1998.
  17. Феофанов, К.А. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии /К.А. Феофанов// Общественные науки за рубежом, Серия 11. Социология. М., 1992, № 2.
  18. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер. - СПб, 1997.
  19. Чуйкова, Т.С. Саморегуляция активности при преодолении человеком кризиса, связанного с потерей работы / Т.С. Чуйкова. - Автореферат канд. психол. наук. - М., 1998.
  20. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М., 1981.
  21. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. - М., 1982.
  22. Denzin N., Mettlin C. Incomplete Professionalisation: The Case of pharmacy // Sociological perspectives on occupations edited by Ponald. M. Pavalko. Florida State University. 1972.
  23. Dickie-Clark H.F. The marginal sitation: A cjontribution to marginal theory // Social forces. Chapel Hill. 1966. Vol. 44.
  24. Ericson E. Identity end the life cycle: Selected papers. Psychological Issues. 1959. V. 1.
  25. Hughes E.C. Social change and status protest: An essay on the marginal man // Phylon-Atlanta, 1945. Vol. 10, № 1.
  26. Merton, Robert. K. "Opportunity Structure: The Emergence, Diffusion, and Differentiation of a Sociological Concept, 1930-1950s". In F. Adier and W.S. Laufer (eds.), The Legacy of Anomie Theory. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers. 1995.
  27. Pavalko. M. Professional marginality: problems of snatus and Identity // Sociological perspectives on occupations edited by Ponald. M. Pavalko. Florida State University. 1972. P.
  28. Wardwell W.I. A marginal profesional role: The chiropractor // Social Forces. Chapel Hill, 1962. Vol. 30, № 3.
  29. Wilbur Bock E. The Female Clergy: A case of Professional Marginality // Sociological perspectives on occupations edited by Ponald. M. Pavalko. Florida State University. 1972.

Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.

Hosted by uCoz