©С.А.Морозова
Периоды трансформации общества сопровождаются, как правило, глубоким кризисом методологических парадигм в гуманитарных науках. Это вызвано как сменой философских и идеологических императивов, так и изменением статуса людей, занимающихся гуманитарными науками.
Гуманитарные науки обладают исключительными имманентными свойствами:
открытостью, граничащей с всеобщей доступностью (любой профессионально образованный человек считает возможным судить о сложных социальных процессах и явлениях, фактах как о простых и понятных событиях, поскольку зачастую включен в сам процесс или наблюдает его результаты);
неочивидной полезностью (результаты исследований в гуманитарных науках, как правило, нематериальны или неосязаемы, имеют латентный смысл);
сильной эмоциональной компонентой (поскольку речь в гуманитарных науках идет о людях и их деятельности, социальных институтах и человеческих взаимоотношениях - все они в той или иной степени затрагивают проблемы этики и морали);
поливариантностью герменевтических свойств (различные контексты порождают различные оценки, задавая ценностные установки и нормы); детерминированностью культурной доминантой (дивергентное и конвергентное мышление, различие в способах восприятия и отражения в вербальной форме информации порождает конфликт культурных традиций);
в ряде случаев - публичностью результатов (результаты часто затрагивают.
Наряду с этим, они, обладают во многих случаях непроверяемостью инструментария и методики проведенного анализа - как в силу объема и доступности массива фактического материала, так и в виду включенности в различные социальные контексты.
В эпохи социальных трансформаций происходят лавинообразные изменения и в связанных с гуманитарными науками социальных институтах.
Изменение методологических императивов порождает раскол в сообществе ученых, свертывание или прерывание деятельности научных школ, разрушение института преемственности в воспроизводстве научных кадров. Учебные заведения в программах профессионального образования оттесняют фундаментальную науку на периферию, наиболее активные студенты предпочитают трудовую деятельность усвоению профессиональных знаний и участию в научных исследованиях, где результат сулит возможное признание лишь в отдаленном будущем, а наиболее способные и активные ученые-педагоги мигрируют либо в иные сферы занятости, либо сосредотачиваются на прикладных исследованиях. Значительная часть гуманитариев пытается инкорпорироваться в политические и иные социальные институты, стремясь реализовать на практике результаты своих теоретических изысканий или экспертных знаний, но терпит в большинстве случаев крах, дискредитируя представляемую ими науку.
Социальный статус лиц, занимающихся гуманитарными науками, резко падает и превращается в инструмент конструирования имиджа и придания себе дополнительного веса в обществе - тем более, что контроль со стороны научного сообщества за качеством научных исследований и их результатов зримо ослабевает.
Пытаясь ослабить негативное влияние оттока наиболее активных кадров вузы и научно-исследовательские учреждения широко открывают двери слабо компетентным в профессиональной сфере лицам. Часть старых кадров преподавателей вузов, не имея возможности изменения сферы занятости, начинает преподавать востребованные рынком образовательных услуг дисциплины, будучи функционально неграмотными в этих областях, или остается в рамках своей профессиональной сферы опираясь на отвергнутые научным сообществом методологические основания.
По мере смены цикла развития общества и начала восходящей стадии его развития происходит возрастание интереса к высшему профессиональному образованию, однако его прошлая культура утрачена, а новую - еще предстоит создать.
Все это приводит к следующим явлениям, порождающим дилетантизм в гуманитарных науках:
Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.