Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

©С.А.Морозова


С.А.Морозов
ДИЛЕНТАНТИЗМ В СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.


Периоды трансформации общества сопровождаются, как правило, глубоким кризисом методологических парадигм в гуманитарных науках. Это вызвано как сменой философских и идеологических императивов, так и изменением статуса людей, занимающихся гуманитарными науками.

Гуманитарные науки обладают исключительными имманентными свойствами:

открытостью, граничащей с всеобщей доступностью (любой профессионально образованный человек считает возможным судить о сложных социальных процессах и явлениях, фактах как о простых и понятных событиях, поскольку зачастую включен в сам процесс или наблюдает его результаты);

неочивидной полезностью (результаты исследований в гуманитарных науках, как правило, нематериальны или неосязаемы, имеют латентный смысл);

сильной эмоциональной компонентой (поскольку речь в гуманитарных науках идет о людях и их деятельности, социальных институтах и человеческих взаимоотношениях - все они в той или иной степени затрагивают проблемы этики и морали);

поливариантностью герменевтических свойств (различные контексты порождают различные оценки, задавая ценностные установки и нормы); детерминированностью культурной доминантой (дивергентное и конвергентное мышление, различие в способах восприятия и отражения в вербальной форме информации порождает конфликт культурных традиций);

в ряде случаев - публичностью результатов (результаты часто затрагивают.

Наряду с этим, они, обладают во многих случаях непроверяемостью инструментария и методики проведенного анализа - как в силу объема и доступности массива фактического материала, так и в виду включенности в различные социальные контексты.

В эпохи социальных трансформаций происходят лавинообразные изменения и в связанных с гуманитарными науками социальных институтах.

Изменение методологических императивов порождает раскол в сообществе ученых, свертывание или прерывание деятельности научных школ, разрушение института преемственности в воспроизводстве научных кадров. Учебные заведения в программах профессионального образования оттесняют фундаментальную науку на периферию, наиболее активные студенты предпочитают трудовую деятельность усвоению профессиональных знаний и участию в научных исследованиях, где результат сулит возможное признание лишь в отдаленном будущем, а наиболее способные и активные ученые-педагоги мигрируют либо в иные сферы занятости, либо сосредотачиваются на прикладных исследованиях. Значительная часть гуманитариев пытается инкорпорироваться в политические и иные социальные институты, стремясь реализовать на практике результаты своих теоретических изысканий или экспертных знаний, но терпит в большинстве случаев крах, дискредитируя представляемую ими науку.

Социальный статус лиц, занимающихся гуманитарными науками, резко падает и превращается в инструмент конструирования имиджа и придания себе дополнительного веса в обществе - тем более, что контроль со стороны научного сообщества за качеством научных исследований и их результатов зримо ослабевает.

Пытаясь ослабить негативное влияние оттока наиболее активных кадров вузы и научно-исследовательские учреждения широко открывают двери слабо компетентным в профессиональной сфере лицам. Часть старых кадров преподавателей вузов, не имея возможности изменения сферы занятости, начинает преподавать востребованные рынком образовательных услуг дисциплины, будучи функционально неграмотными в этих областях, или остается в рамках своей профессиональной сферы опираясь на отвергнутые научным сообществом методологические основания.

По мере смены цикла развития общества и начала восходящей стадии его развития происходит возрастание интереса к высшему профессиональному образованию, однако его прошлая культура утрачена, а новую - еще предстоит создать.

Все это приводит к следующим явлениям, порождающим дилетантизм в гуманитарных науках:

  1. в вузах (в меньшей степени в академических и отраслевых научных институтах) не формируется культура научно-исследовательской деятельности, преобладает воспитание иллюстративного подхода к фактам, а не их системного изучения - отсюда появление исследований - коллекций фактов;
  2. негативный образ недавнего прошлого науки порождает стремление не использовать работы предшественников в систематическом смысле; зачастую преобладает механистическое заимствование и копирование из зарубежных работ;
  3. работы зарубежных авторов привлекаются вне системного анализа истории проблемы, а по принципу доступности языка и текста, глубокое изучение историографии откладывается на стратегическую перспективу;
  4. научно-популяризаторским работам и учебникам необоснованно присваивается статус научных исследований;
  5. политические определения и выражения подменяют методологический анализ проблемы;
  6. в методике анализа выбираются удобные для использования фрагменты метода, которые выдаются за сам метод;
  7. происходит мифологизация научного статуса методов негуманитарных наук, которые переносятся, без всякого на то основания, на социальные явления и процессы с помощью различного рода гипотез, приобретающих статус фактов;
  8. доминирующую роль начинает играть статус ученого, активно формируемый им самим - с помощью количества выпущенных работ, их листажа, цитируемости, "раскрутки в СМИ", роли личности в обществе и т.п. (известный статус академика Нью-Йоркской академии наук, приобретение которого обходится претенденту всего в $ 200);
  9. особенно распространен дилетантизм в провинциальных вузах - в силу узости круга научного сообщества, самовоспроизводства в относительно замкнутом пространстве, отсутствия контактов с различными научными школами, слабостью средств внеадминистративного контроля со стороны научного сообщества;
  10. однако, было несправедливо не видеть и позитивной стороны дилетантизма в гуманитарных науках, - не отягощенный табу и жестким контролем со стороны никаких научных школ дилетант, подчас, выполняет трудную миссию первооткрывателя и первопроходца научных проблем, реализуя тем самым скрытый инновационный потенциал дилетантизма как заметного явления в современном гуманитарном знании.

Вернуться к просмотру материалов для обсуждения

Внимание!!! Тезисы участников семинара являются интеллектуальной собственностью авторов. Цитирование и перепечатка возможна только с письменного разрешения автора.

Hosted by uCoz